• пн-пт, 10:00 до 19:00

Дети в вооруженных конфликтах и их права

Почти каждый пятый ребенок в мире растет в условиях вооруженных конфликтов. Таковы данные подготовленного благотворительной организацией Save the Children доклада “Война против детей”, Из него следует, что всего в 2019 году в зонах вооруженных конфликтов проживали 426 млн детей, за год этот показатель вырос на 11 млн и достиг абсолютного рекорда.

Где в мире  детям опаснее всего?

В докладе также указано, что с 2010 года в мире были убиты или искалечены более 93 тысяч детей. В одном только прошлом году задокументировано 10300 таких случаев. Среди преступлений против детей Организация Объединенных Наций также упоминает вовлечение в вооруженные группировки и сексуальное насилие, сказано в докладе.

Наиболее опасными странами для детей в прошлом году стали Афганистан, Демократическая Республика Конго, Ирак, Йемен, Мали, Нигерия, Сирия, Сомали, Судан, Южный Судан и Центрально-Африканская Республика. Пандемия лишь ухудшает ситуацию из-за растущей бедности и перегрузки систем здравоохранения, отмечается в докладе, однако в нем пока не учтено влияние коронавируса.

В начале 1990-х годов этот показатель был в два раза ниже. Более ста тысяч детей умирают ежегодно в десяти наиболее опасных странах, к которым авторы доклада относят Афганистан, Йемен, Южный Судан, Центральноафриканскую Республику, Демократическую Республику Конго, Сирию, Ирак, Нигерию, Сомали и Мали. В этих государствах в период с 2013 по 2017 год погибло не менее 550 тысяч детей – преимущественно из-за последствий конфликтов, таких как голод, разрушенные инфраструктура и госпитали, а также недостаточный доступ к врачебной помощи и антисанитария.

Более чем в 30 странах свыше 250 тыс. детей в возрасте до 18 лет подвергаются жестокой эксплуатации в качестве солдат. Некоторым из них всего семь-восемь лет, причем среди них есть и мальчики и девочки. За последнее десятилетие в результате вооруженных конфликтов и гражданских войн погибли 2 млн. детей, еще 6 млн. получили серьезные ранения или стали инвалидами. Многие другие, кого война сделала сиротами или разлучила с родителями, пережили тяжкие эмоциональные потрясения в борьбе за выживание.

В своем выступлении на открытом заседании Совета Безопасности 17 июля 2008 года, посвященном обсуждению проблем детей в условиях вооруженного конфликта, Генеральный секретарь сформулировал коллективную волю следующим образом: «Обеспечение защиты детей в вооруженных конфликтах — это наиболее безошибочный способ проверки на качество для Организации Объединенных Наций и ее государств-членов. Это моральный призыв, и он заслуживает того, чтобы стоять над политическими интересами. Решение этой задачи требует новаторского и бесстрашного подхода и приверженности со стороны всех основных участников процесса».

Совет Безопасности призвал к наращиванию усилий по прекращению использования детей в качестве солдат и защиты детей в период вооруженных конфликтов. В мандат операций по поддержанию мира теперь включается задача защиты детей, а в состав ряда миссий по поддержанию мира, например в Демократической Республике Конго и Кот- д’Ивуаре, входят гражданские специалисты по защите детей.

Правовые нормы и стандарты

Система норм и стандартов по защите детей в период конфликта разрабатывалась в течение ряда лет. В нее входят:

  • Римский статут Международного уголовного суда, который квалифицирует призыв, вербовку или использование детей в возрасте до 15 лет в военных действиях как военное преступление;
  • Факультативный протокол к Конвенции о правах ребенка, который устанавливает возрастной предел в 18 лет для принудительного призыва и прямого участия в военных действиях и требует от государств- участников снижения минимального возраста для добровольной вербовки как минимум до 16 лет;
  • Шесть резолюций Совета Безопасности — 1261 (1999)1314 (2000)1379 (2001)1460 (2003)1539 (2004) и 1612 (2005) — о защите детей, затрагиваемых вооруженными конфликтами;
  • Конвенция 182 МОТ, которая определяет использование детей в качестве солдат как одну из наихудших форм детского труда и устанавливает 18 лет в качестве минимального возраста для принудительной вербовки;
  • Женевские конвенции и дополнительные протоколы к ним, которые гласят, что дети являются объектом особого уважения и защиты против любых форм наступления в ходе конфликта, а также что они должны быть обеспечены «необходимой заботой и помощью».

Специальный представитель Генерального секретаря по вопросу о положении детей в вооруженных конфликтах принимает меры по информированию мирового сообщества о влиянии конфликтов на детей и по мобилизации политического содействия правительствам и гражданскому обществу в усилении защиты детей. Он выступает главным сторонником таких мер, как укрепление механизмов контроля и информации о нарушениях прав детей в вооруженных конфликтах; включение вопроса о благополучии детей в повестку дня мирных переговоров; придание нуждам детей первоочередного значения в программах ликвидации последствий конфликтов.

В 2009 году Женевским конвенциям о защите жертв войны исполнилось 60 лет. Это важное событие в мире международного права, поскольку данная конвенция применяется все чаще и чаще в наше время. Вооруженные конфликты молодеют Войны, которые еще называют вооруженными конфликта

ми, как известно, могут быть двух видов – международного и немеждународного характеров. Однако вооруженные конфликты на данный момент имеют больше немеждународный характер, поскольку проходят в рамках одного государства, но негативных последствий меньше при этом не становится. В частности, не становится меньше и жертв этих вооруженных конфликтов. Одной из основных категорий лиц, которые все чаще и чаще становятся жертвами вооруженных конфликтов – это дети. Проблему защиты детей, в частности, от насилия нередко рассматривают многие авторы в своих исследованиях в поисках решений данный проблемы. Немного работ посвящено защите детей от насилия в период вооруженных конфликтов, однако все они, как правило, рассматривают эту проблему под одним углом, а именно рассматривают ребенка как объект насилия.

Одной из  опасных тенденций, характеризующих современные вооруженные конфликты, является молодость их участников. Все чаще и во все большем числе конфликтов именно молодые люди, а иногда и просто дети играют активную роль – и как непосредственные комбатанты, и как косвенные участники. В то время как в Европе, да и в других странах мира отмечали наступление Нового года, на Шри-Ланке вспыхнул с новой силой вооруженный конфликт. 2 января 2009 года об этом сообщили по телеканалу Euronews. Таким образом, стоит отметить, что для военизированных формирований, участвующих в борьбе за власть, не существует ничего, кроме их цели. Использование детей-солдат встречается в Чаде, Демократической республике Конго, Сьерра-Леоне, Сомали, Афганистане, Ираке, Мьянме, Шри-Ланке, Филиппинах, Судане, Уганде и других. Все чаще встречаются эти случаи в Колумбии. Так согласно недавним данным военного командования, около 7000 несовершеннолетних в возрасте до 18 лет состоят в антиправительственных отрядах и военизированных формированиях. Самому младшему из них – восемь лет. В докладе Генерального секретаря ООН о положении детей в вооруженном конфликте наШри-Ланке за отчетный период 2007-2008 год отмечено, что, несмотря на то, что все же часть детей, которых использовали вооруженные формирования, были отпущены, часть – продолжают оставаться и использоваться в качестве солдат.

Введение системы ответственности для детей, участвующих в вооруженном конфликте

В Докладах Генерального секретаря ООН часто упоминаются случаи ареста детей, принимающих непосредственное участие в вооруженных действиях. Данный факт осуждается представителями ООН. Однако, на мой взгляд, к данному вопросу нельзя подходить однозначно.

Безусловно, ответственность за вовлечение несовершеннолетних к участию в вооруженных действиях должна лежать на лицах, которые их вовлекают в данные мероприятия, вербуют. Однако известны частые случаи, что несовершеннолетние, ранее вызволенные из данного положения и прошедшие реабилитацию в специализированных учреждениях при ООН, иных международных правительственных организациях либо при международных неправительственных организациях, получившие определенные навыки для жизни среди мирного населения, подвергаются повторному вербованию и вовлечению в непосредственное участи в вооруженных действиях. При этом возникает обосновано вопрос о правомерности в этих случаях и на каких основаниях арест этих несовершеннолетних. Данный вопрос возникает в связи с тем, что в соответствии с Конвенцией о правах ребенка, ребенком признается лицо, до достижения 18-летнего возраста, если по закону, применимому к данному ребенку, он не достигает совершеннолетия ранее. Стоит отметить тот факт, что возраст детей, принимающих участие в вооруженных конфликтах порой колеблется от 5 до 18 лет. Таким образом, можно сделать вывод, что не все несовершеннолетние, принимающие участие в вооруженных конфликтах, не отдают отчет в том, что они делают. Следовательно, можно сказать, что некоторые из данной категории лиц, полагая, что ответственности они за совершенные ими деяния не несут, могут снова и снова принимать участие в вооруженных действиях совершенно безнаказанно и к тому же, при поимке их при этом занятии, им будут оказана еще и помощь и другие блага, которые предоставляются детям, которые по своему недоразумению и непониманию в силу возраста совершают подобные деяния.

Многие несовершеннолетние, но достигшие такого возраста, при котором они вполне отдают себе отчет в своих действиях, могут целенаправленно принимать непосредственное участие вооруженном конфликте и осуществлять различные функции с целью наживы, заработать денег или в иных целях, например, отомстить или уничтожить определенных лиц, которые исповедуют иную религию, чем они.

При этом, как указывалось выше, данная категория лиц отчетливо понимает, что все мировое сообщество искренне сочувствует детям, оказавшимся в такой ситуации, будет всячески помогать и им в том числе, вкладывая в свои действия тот смысл, то все дети равны и нуждаются в помощи и реабилитации.

Безусловно, нельзя говорить, что все дети, которые принимают участие в вооруженных конфликтах, преследуют именно эти цели. В основном их принуждают к этому путем внушения и давления на детскую психику до той поры, пока она еще этому подвержена, или путем угроз или. Также в этой связи стоит отметить, что в национальном законодательстве предусмотрена такая процедура как эмансипация, что означает буквально приобретение лицом, не достигшего возраста восемнадцати лет, статуса совершеннолетнего лица, т.е. полной дееспособности, что подразумевает под собой способность осуществлять права и нести обязанности. Следовательно, законодатель полагает, что в отдельных случаях лицо осознает свои действия, их последствия и ответственность за них, не достигнув возраста восемнадцати лет.

В различных государствах предусмотрен различный возрастной ценз для эмансипации.

Так, например, в соответствии со статьей 27 Гражданского кодекса Российской Федерации несовершеннолетний, достигший шестнадцати лет, может быть объявлен полностью дееспособным.

В этой связи, на мой взгляд, можно было бы предусмотреть право ареста несовершеннолетних, достигших определенного возраста, и при наличии определенных оснований уполномоченными на то лицами. При этом речь не идет о немедленном применении ответственности к данной категории несовер шеннолетних, а лишь о пресечении совершения данными лицами преступлений и правонарушений, непосредственно связанных с их участием в вооруженном конфликте. Также необходимо предусмотреть процедуру работы с несовершеннолетними, которые были задержаны, а именно: условия содержания, процедуру выявления существенных оснований к привлечению данных лиц к ответственности, а также процедуру определения соответствующих, адекватных и соразмерных мер ответственности.

Поведение военных при виде вооруженного ребенка. Одним из актуальных вопросов является вопрос о том, как именно должны себя вести военные (солдаты) при встрече вооруженного ребенка. На первый взгляд, ответ на этот вопрос кажется простым и лежащим на поверхности – забрать у ребенка оружие и отвести его в представительство гуманитарной миссии на данной территории для его дальнейшей реабилитации.

Однако здесь не так все просто. Поведение детей в руках с оружием совершенно непредсказуемо, известно и большое количество случаев, когда солдаты погибали от рук детей, которым не было и 6 лет, и которые имели при себе огнестрельное оружие. Это происходило по той простой причине, что солдаты – взрослые люди, которые не раз принимали участие в вооруженных конфликтах, в том числе, горячих точка не подозревают, что такое беззащитное существо,  как ребенок, может причинить вред или убить. Следовательно, не воспринимая таких детей как источник опасности, многие из них были убиты или искалечены.

.Такие случаи были и во время Второй мировой войны. Гитлеровская Германия по истечении четырех лет войны стала испытывать дефицит «человеческого материала» во всех отраслях промышленности и армии. Так осень 1943 года положила начало кампании вербовки молодежи, не достигшей совершеннолетия, для службы в войсках и было сформировано воинское формирование Гитлерюгенд. А 1944-й год был объявлен «годом добровольца». Но если в тот период юноши и девушки шли в вермахт в основном без жесткого давления, то в январе 1945 года руководство Гитлерюгенда объявило призыв в вооруженные силы юношей с 17 лет, девушек – с 18 лет. А уже в условиях крушения нацисткой империи стал проходить набор 14-16-летних «добровольцев». Из них формировались отряды, которым поручалось прикрытие отхода частей вермахта, совершение диверсионных актов в тылу войск антигитлеровской коалиции, главным образом советских.

Таким образом, солдатам приходилось сражаться, в том числе, и с юнцами Гитлерюгенд,

которых в последние дни войны использовали в качестве «пушечного мяса» уличных боев. И как следствие – удар по психике солдат армии союзников был сокрушительным. Что касается современного периода, то в качестве примера, можно привести сравнительно недавние события в Ираке. Так, например, в одной из статей говорится, что Натан РоссЧемпен – американский военный погиб от множественных ранений в результате обстрела, не видя при этом, кто ведет огонь.

4 В статье приводится мнение, что даже если бы этот солдат видел, кто в него стреляет, а это был 14-летний мальчик, то он все равно вряд ли смог бы ответить ответным огнем, поскольку перед ним встал бы вопрос – либо умереть самому, либо застрелить мальчика. Как отмечается в данной статье – использование детей в качестве солдат в вооруженных формированиях служит способом понизить моральный уровень врага.

Так по данным Brookings Institute, начиная с середины 90-х багдадский режим организовывает тренировочные лагеря, в которых мальчики проходили, в том числе и военную подготовку, и что минимальный возраст участников составляет всего 10 лет.

В итоге американское военное командование обращает особое внимание на подготовку офицерского состава к «нетрадиционным» боевым действиям против детей-солдат. Проводятся специальные семинары на эту тему.

Также стоит привести пример, что в 2001 году в западноафриканском Сьерра-Леоне целый патрульный отряд британских миротворцев попал в плен, наткнувшись на детей-боевиков, и растерялись, когда те открыли огонь. У 150 бойцов спецназа, которые освобождали заложников, выбора не было: им пришлось убивать детей, чтобы освободить миротворцев. И как следствие этой ситуации у многих британских солдат были затяжные депрессии и посттравматические стрессовые синдромы.

Может быть самооборона? К тому же, вопрос адекватности реагирования солдата на данное явление, вплоть до убийства ребенка в процессе самообороны, встает остро, поскольку часто у солдат есть свои семьи и свои дети и, следовательно, если солдат не будет себя соответственно вести в данной ситуации, у него самого могут остаться дети без кормильца.

В этой связи  встает другой вопрос – в этой ситуации, чьи прав имеют приоритет и чьи права подлежат защите? Если мы ответим, что все же дети должны рассматриваться исключительно как мирное на питанию и образованию, таким образом, легко подвержены внушению или обману со стороны взрослых. Также дети не имеют возможности нормально питаться, что порой их толкает на участие в вооруженном конфликте в роли солдата, поскольку это позволит им содержать не только себя, но и свою семью.

Одной из таких причин Факультативный протокол называет тот факт, что дети, попадая в условия вооруженных конфликтов, становятся наиболее уязвимой категорией гражданского населения по отношению к их вербовке и использованию в военных действиях в силу своего экономического и социального положения, а также пола.

Это проявляется в том, что особенно легкой добычей для вербовщиков и объектом манипуляции дети становятся в условиях нищеты или дискриминации, в том числе по признаку пола. В странах с низким уровнем жизни война, разрушая экономические и социальные устои общества, ввергает многие семьи в нищету. В результате дети вербуются в вооружённые силы или группировки, чтобы обеспечить себе элементарные средства к существованию. Т.к. это дает им гарантию регулярного получения пищи, одежды и защиты. Особенно это характерно для сирот. Кроме того, вооружённые конфликты губительно сказываются на системе образования. Когда закрываются школы, у детей практически не остаётся выбора, что существенно облегчает их вербовку. Другой причиной данного явления называют психологический фактор. Так, например, в Камбоджи дети участвуют в вооруженных конфликтах с 1953 г., и по свидетельствам очевидцев, из детей получаются отличные солдаты. Они храбры и послушны, не задают лишних вопросов, их легко подавить, легко наказать. А некоторые даже воспринимают войну как игру. Как рассказали сами дети, ставшие участниками военных действий, что они изучали оружие, строили захватывало от осознания своей значимости, от серьезности происходящего. Да и взрослые для достижения своих целей, нередко подыгрывают ребятам – говорят с ними на равных, благодарят за удачно выполненные задания. Это приводит к тому, что дети-солдаты теряют понятие о ценности человеческой жизни и становятся эффективными и дисциплинированными исполнителями, и в большинстве случаев являются более послушными солдатами. Нередко им даются самые опасные задания Их посылают совершать самые зверские преступления. В вербовочной работе с подростками и детьми активно применяются некоторые психологические приемы, когда мобилизованные в вооруженные отряды недоросли оказываются как бы в ловушке. Так, например, их обязывают принимать непосредственное участие в рейдах против родных деревень, после чего им объясняют, что теперь уже никогда они не смогут вернуться туда. Детям раздают различные амулеты, которые, по словам авторитетных взрослых командиров, гарантируют их жизнь и защиту от пуль.

При этом использование малолетних боевиков экономически очень выгодно. Так, Международная организация труда сообщает, что, например, в Центральной Африке 94% несовершеннолетних «воинов» вовсе не получают никакого денежного вознаграждения.

Третья причина. Необходимо отметить и тот факт, что массовое участие детей в боевых действиях, в последние годы, стало возможно благодаря появлению легкого и простого в употреблении оружия, что, безусловно, способствовало использованию детей в составе ударных войск.

Достаточно вспомнить, например, автомат Калашникова или автоматическую винтовку М-16. Из-за его доступности за последние 10 лет число юных бойцов увеличилось, а их средний возраст снизился.

Так, в 85-ти странахмира в правительственные вооружённые силы, военизированные формирования, гражданскую милицию и всевозможные негосударственные вооружённые группировки было завербовано свыше полумиллиона детей в возрасте до 18 лет. Каждую секунду более трёхсот тысяч этих детей принимают активное участие в боевых действиях на стороне правительственных сил либо вооружённых политических группировок. Кроме винтовки или автомата, подростки зачастую больше ничего не получают, но, пройдя жесткий курс обучения, успешно сражаются наравне со взрослыми. Однако легкость и удобство использования детей в военных действиях заключается не только в простоте оружия, которое порой доступно для восприятия ребенком даже моложе 10 лет.

Это проявляется и в том, что детей нередко используют в разведке. Кто распознает в ребенке, праздно сидящем на корточках у пыльной обочины дороги, опытного шпиона? Сидит себе, лениво озирает окрестности, А на самом деле внимательно изучает маршрут и график движения воинских колонн, скрупулезно запоминает особенности боевого охранения и инженерной обеспечения. Собранные данные позволяли затем проводить результативные засады и налеты,  осуществлять нападения на транспорты.

«Данное запись была подготовлена при финансовой поддержке Европейского Союза. Содержание видео/фильма/программы/записи является предметом ответственности Eurasian Expert Council и не отражает точку зрения Европейского Союза».

Добавить комментарий

Ваш адрес электронной почты не будет опубликован.

Вы можете использовать эти <сокр название="хтмл">в HTML</сокр> теги и атрибуты:

*

[contact-form-7 id=”61″ title=”Contact form 1″]

×

×
X