• пн-пт, 10:00 до 19:00

ЮНИСЕФ о детях-мигрантах в Казахстане: незаметные, незащищенные

Представительство Детского фонда ООН (ЮНИСЕФ) в Казахстане при поддержке Европейского Союза реализует программу «Защита детей в миграционных процессах». Руководитель  программ ЮНИСЕФ по защите детства Айсулу Бекмуса рассказала Exclusive.kz, с какими проблемами в нашей стране сталкиваются дети внешних и внутренних мигрантов, и какие меры необходимо принять для их решения.

Программа «Защита детей в миграционных процессах» носит региональный характер и позволяет сотрудничать и обмениваться информацией с Кыргызстаном, Таджикистаном и Узбекистаном. Основной целью программы, запущенной еще в 2017 году, является обеспечение эффективной поддержки и защиты прав детей в миграционных процессах.  В период ее реализации был проведен ряд тематических исследований.  Программа направлена как на детей, являющимися внутренними мигрантами, так и детей, являющимися внешними мигрантами.

Провели два исследования, разработали три руководства по защите детей

В 2019 году совместно с Представительством ЮНИСЕФ в Кыргызстане были изучены пробелы и возможности трансграничного обмена информацией между Кыргызстаном и Казахстаном относительно детей в миграционных процессах  с целью усиления трансграничной координации для поддержки детей на всех этапах миграции. Помощь в  исследовании оказал МИД РК

В 2020 году в рамках программы был также изучен потенциал национальной системы Казахстана по реагированию на потребности детей, затронутых миграцией, с акцентом на несопровождаемых и разлученных детях. Это исследование было проведено в городах Нур-Султан, Алматы, Шымкент, Туркестанской области. В общей сложности было проведено 119 интервью, включая 46 интервью с подростками в возрасте от 12 до 18 лет. Среди респондентов были выделены следующие категории: 1) дети (в настоящее время или ранее несопровождаемые или разлученные); 2) родители, опекуны или другие взрослые, осуществляющие уход за ребенком; 3) органы власти или специализированные персонал (например, работники ЦАНа, ювенальная полиция, органы опеки и попечительства); 4) организации гражданского общества и; 5) учебные заведения. Данные исследования помогли местным и национальным органам власти лучше понимать процессы миграции в Казахстане.

Помимо исследовательской работы также были разработаны три руководства по защите прав детей в миграционных процессах. Два из них предназначаются для неправительственных организаций, для Центров адаптации несовершеннолетних и Центров поддержки детей в трудной жизненной ситуации. Третье руководство посвящено межведомственной координации услуг. Эти руководства помогут укрепить национальную систему защиты прав детей, путем повышения качества предоставления услуг с помощью защитных процедур и кейс-менеджмента.

Дети-мигранты не имеют документов и не посещают детсад

Казахстан является как транзитной страной, так и приоритетным направлением для трудящихся мигрантов из стран Центральной Азии. В ходе исследований, проведенных в рамках программы, был выявлен ряд сложностей.  Во-первых, это вопрос сбора достоверной информации о детях в миграционных процессах. Наибольшую трудность представляет поиск информации о несопровождаемых и разлучённых детях. Выявить этих наиболее уязвимых детей в процессе миграции представляет особую сложность, ведь необходимо собрать информацию о наличии  и местонахождении родителей и/или законных опекунов. Плюс не всегда легко понять, является ли миграция влияющим фактором при разлучении  ребенка с  родителем/опекуном.

Во-вторых, дети-мигранты, рожденные в РК, часто не имеют свидетельства о рождении, если у их матери при рождении ребенка неурегулированный статус, что приводит к следующим последствиям:

  • сложности с прохождением границы;
  • невозможность устроить ребенка в детский сад;
  • сложность в получении услуг и т.д.

Все это приводит к тому, что такие дети в значительной степени незаметны, а, следовательно, незащищены.

Детям до 16 лет не выдается вид на жительство

Третья проблемная сфера заключается в том, что существующая инфраструктура данных не позволяет с легкостью обеспечить регистрацию детей и обмен их данными между учреждениями. К примеру, если граждане других стран обязаны зарегистрироваться в Единой информационной системе «Беркут» (далее ЕИС), то дети в возрасте до семи лет освобождаются от этой регистрации. Даже если старшие дети зарегистрированы в ЕИС “Беркут”, они не могут получить вид на жительство, так как в соответствии с Законом о документах, удостоверяющих личность (Закон Республики Казахстан № 73-V, 2013 г.) детям до шестнадцати лет, постоянно проживающим в Казахстане, вид на жительство не выдается.

Кроме того, исследования показывают, что социальная работа в Казахстане является зарождающейся областью,  протоколы и процессы, которые могут обеспечить защиту основных прав детей в период разлучения с семьей, все еще разрабатываются.

Не обращаются к властям из-за недоверия и страха депортации

Причины выявленных проблем могут быть разными.  Первый вывод заключается в том, что детей в миграционных процессах и их родителей сложно идентифицировать потому, что они не хотят обращаться к властям из-за недоверия или страха депортации ввиду своего неурегулированного статуса, либо они не знают, что их миграционный статус является сложным, пока они не станут нуждаться в услугах.  Например, когда ребенок заболевает или заканчивает школу, и ему требуется аттестат об окончании школы, а получить его он не может, если у этого ребенка нет надлежащих документов.

Дети вынуждены жить с другими родственниками и работать в других городах

Во-вторых, во многих случаях причинами являются семейные проблемы экономического характера, которые привели к разлучению с семьей. К примеру, отсутствие заботы и нехватка ресурсов иногда вынуждает детей жить с другими родственниками или активно обращаться за помощью к государственным службам. Многие дети, являющиеся иностранными гражданами, а также некоторые дети, которые являлись гражданами Казахстана, принимают решение работать в других городах, чтобы помочь компенсировать затраты и ресурсы, необходимые дома.

Что делать?

На основе информации, собранной в ходе исследований, был вынесен ряд конкретных рекомендаций по укреплению реализации основных прав детей, затронутых миграцией. В этих рекомендациях рассматриваются различные этапы этого процесса, начиная от сбора данных и идентификации детей и заканчивая улучшением краткосрочных, среднесрочных и долгосрочных решений для детей в миграционных процессах.

Разрешить регистрацию всех детей при пересечении границы

В Казахстане мало данных о тенденциях, связанных с детьми в миграционных процессах.  В этой связи необходимо:

  • Увеличить собираемые статистические данные в Центрах адаптации несовершеннолетних и Центрах поддержки детей.
  • Разрешить регистрацию всех детей при пересечении границы, независимо от возраста.

 

Облегчить документирование детей и родителей

 

Дети недокументированных родителей, дети, не имеющие свидетельств о рождении или других документов, удостоверяющих личность, а также дети, не зарегистрированные в местных административных регистрах (прописка), могут быть ограниченными в возможности получать медицинские, образовательные, социальные услуги.  Необходимо:

  • Отслеживать типы документов, которые дети фактически должны предоставить в пунктах пересечения границы.
  • Создавать или развивать прямые каналы сотрудничества между органами по защите детей в Казахстане и иностранными органами власти в целях облегчения документирования родителей и детей.

 

Оценить пробелы адресности программ  социальной защиты

В Казахстане детям и их семьям доступны различные формы социальной защиты, однако дальнейшее совершенствование превентивной функции социальной защиты поможет семьям избежать экономических потрясений и опасностей, которые могут в свою очередь ускорить разлучение детей с родителями/опекунами. Многие дети оказались далеко от своих родителей или законных опекунов из-за миграции, но сама миграция часто является стратегией преодоления сложившейся негативной ситуации в ответ на экономические условия. Поэтому путем выстраивания системного подхода к социальной защите важно не допустить разлучения детей и семей:

  • Провести анализ того, как система социальной защиты в Казахстане компенсирует затраты на воспитание детей и оценить пробелы адресности программ социальной защиты, ориентированных на детей/семью.
  • Оценить целесообразность и разработать пассивную и активную политику на рынке труда для оказания помощи родителям в преодолении экономических трудностей.
  • Повысить доступ к услугам социальной поддержки для улучшения функционирования семьи и преодоления трудностей во избежание ненужного разлучения семей.

 

Ребенок должен жить в семье, а не Центре адаптации

В Казахстане существует сеть Центров адаптации несовершеннолетних, куда часто попадают несопровождаемые дети-мигранты. Эти центры в отношении детей-мигрантов руководствуются не только внутренним законодательством РК, но и Соглашением о сотрудничестве государств-участников СНГ в вопросах возвращения несовершеннолетних в государства их постоянного проживания (Кишиневское соглашение, 2002 г.). Размещение детей в ЦАНе не является единственной моделью для временных решений. Более того рекомендуется поощрять официальное попечение со стороны родственников, как желаемую альтернативу ЦАН, а также рассмотреть другие альтернативные методы для предотвращения разлучения ребенка с семьей. Ребенок должен жить в семье для защиты и соблюдения его интересов, поэтому важно ставить в приоритет официальную родственную опеку, нежели помещение в ЦАН.

Учредить должность кейс-менеджера для разлученных детей

Для детей, которые могут остаться  разлученными со своими родителями / опекунами в течение более длительного периода времени, необходимо изучить долгосрочные варианты размещения:

  • Инвестировать в деинституционализацию альтернативного ухода
  • Разработать протоколы для составления и выполнения индивидуальных среднесрочных и долгосрочных планов ухода
  • Учредить должность специалиста по ведению дела/кейс-менеджера.

 

В заключении Айсулу Бекмуса отметила, что дети, участвующие в миграционных процессах, это, прежде всего, дети, и не всегда миграция – это их выбор.

«Они нуждаются в любви, уходе и защите. Только системный подход поможет обеспечить счастливое будущее для каждого ребенка», – резюмировала представитель ЮНИСЕФ.

Данная публикация была подготовлена при финансовой поддержке Европейского Союза. Содержание данной публикации является предметом ответственности автора и не отражает точку зрения Европейского Союза.

Махамбет Абжан

Добавить комментарий

Ваш адрес электронной почты не будет опубликован.

Вы можете использовать эти <сокр название="хтмл">в HTML</сокр> теги и атрибуты:

*

[contact-form-7 id=”61″ title=”Contact form 1″]

×

×
X